?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Разговоры о второсортности «прикладной» поэзии всегда лукавы. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, симфонические, хоровые версии песен на стихи Шевченко, песни Пугачёвой на стихи Цветаевой, Мандельштама, пошлейшая версия Арсения Тарковского от Софии Ротару… Примеров – тьма. Всё это спето посмертно. Поэзия и ритм, музыкальный, песенный – ближайшие духовные родственники, порою они неотделимы, как сросшиеся части единого целого. Снобизм всемирной секты «Хранителей высокой поэзии» убивал поэтов, образно, психологически, эмоционально, буквально. Джим Моррисон, Владимир Высоцкий. Награда Бобу Дилану – оправдание тому, что не ищет оправданий, не должно оправдываться. Дух дышит, где хочет, одна строка обретает бессмертие, тома – нет. Джонни Депп всегда хотел и хочет быть музыкантом, а стал актёром – мировой звездой. Джим Моррисон – мировая звезда, идол, культ, икона, хотел, чтобы его считали только поэтом и не хотел быть музыкантом, в конце жизни. Дилан стоял у истоков мировых трендов – властителей дум двадцатого века и продолжающегося. Его Нобелевская премия – памятник великим музыкантам, хотевшим быть поэтами. Премия-памятник. При живом Дилане. Он искал новые поэтические формы, его поэзия жила там, где, по мнению бюргеров, ей не место. Но поэзия не ищет места – она его создаёт. Лучший ли Дилан среди ныне живущих поэтов? Вопрос от лукавого. Выбор лауреата премии не может существовать без осязания мировых трендов, тенденций, чего-то витающего в воздухе времён. Это вопрос сродни хоккейному: - Действительно ли команда, выигравшая мировой хоккейный турнир – лучшая в мире? Или теннисист. Десятки факторов – травмы, невезение, не тот тренер, не оптимальный состав – сегодня ты чемпион мира, завтра слетел с хоккейного Олимпа, как сборная Швейцарии. Что сильнее? Индивидуальная гениальная одарённость претендента на премию или тот знак, символ, который он собой олицетворяет? Никогда не будет абсолютно объективного ответа на этот вопрос. Вот в кино, на мой взгляд, режиссёр номер Один за всю историю кино – Ингмар Бергман, а Звягинцеву до него, как до Луны. А со мной не согласятся многие, включая Лив Ульман, считающая Звягинцева наследником по прямой Бергмана. Когда обсуждают очередное странное решение каннского или венецианского жюри – почти рутина, но обсуждение победителя имени Нобеля поднимает со дна такие экзистенциальные глубины – куда там жалким Каннам. Наибольшую активность проявляют граждане с медвежьим поэтическим слухом, цепляясь за авторитетные мнения истинных и ложных кумиров. Наиболее неистовы те, кто поэзию и вовсе не читает. Всегда есть вопрос состава жюри, всегда есть вопрос о том, что разные гении разными тропинками идут к совершенству, и субъективный фактор неотменим. Всплывают жалкие критерии – возраст шведских академиков, по аналогии с «Оскаром» или несравнимость Дилана с Евтушенко.

Продолжение - в блоге в "Новом мире":

http://novymirjournal.ru/index.php/blogs/entry/premiya-za-poeziyu-v-muzyke-i-muzyku-v-poezii


Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Gilbert Rizo