?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Никакой Сталин не Воланд. Попытки объяснить те или иные многослойные художественные образы фактами биографии, бытом, комплексами, женщинами, страхом, существованием в определённом политическом пространстве, - неизменное упрощение, уплощение, вульгарность. Многогранная художественная призма отличается не только количеством граней, но и преломлением света, играющего цветами, оттенками, переливами, отблесками, отражениями. Видение одной грани, наиболее близкой вам ментально или идеологически, придание ей выпуклости, категоричное утверждение её главной никак не мешает призме, оно скользит по поверхности или сверлит отверстие в грани, ища глубину, оставляя разрушения и трещины, а то и ужас разбитых зеркал и утраченных отражений.

Сталин – это сон Ивана Бездомного, это его неизбывный майский липкий, дрожащий кроличьими ушами страх, переродивший графомана в историка. Это ваш сон, это ваш страх. Сталин – сон коллективного Ивана Бездомного. В тех колодцах, откуда черпает смыслы Булгаков, Сталина нет. НКВД – не инфернальная сила в романе, как пишут некоторые булгаковеды, - писатель издевается над этой силой, стреляющей в кота, не причиняя ему вреда. Удел этой силы – дежурство на крышах, подглядывание за людьми, творящими смыслы, в узкую скважину угрюмого замка. Можно найти в этом страх и самозащиту измученного писателя, но он не лежал на вашей психоаналитической кушетке, а писатель измучен всегда, не только в так называемые сталинские времена (у Сталина не было эксклюзива на времена). Искусство нельзя сводить к самопсихотерапии, его не загонишь на кушетку, не сузишь до неё.

Вы видите логические противоречия в фабульных линиях. Вы ищете линейности и однозначности. Писатель оставил вам многомерность. Его несли волшебные кони, он удерживал вожжи и упускал их из рук, они выскальзывали, били по рукам. А кони несли на те поляны, которые сам автор не в силах трактовать, а в силах увидеть и показать.

Сталин, НКВД, Воланд, Маргарита не могли остановить керосин горящей любви, распространяющейся со скоростью неостановимого вируса. Эта любовь таилась в отвратительных жёлтых цветах, пряталась в лужах Арбата и подвалах Лубянки, не улавливаемая теологическими построениями и линейными фабульными конструкциями. Она дышала той наивностью, которая сильнее мира. Мастер и Маргарита выпили вино, состав которого неизвестен, ведущее к любви, затаившейся сложной записью в косточках небесного винограда.

«Колыбель качается над бездной». Бегемот качается на люстре. Энкавэдэшники стреляют в него, и неизвестно, кто из них фантомы. Колода реальностей рассыпана с моцартианской небрежностью лёгкого прикосновения гения. Воланду и свите была ясна сквозная нить восстановленной из огня рукописи. Остальное не могли постичь и они. Они ушли тенями в призму, заблудившись в зеркалах. Послевкусие тайны требует линейного продолжения, разоблачения магии. Разоблачения не будет.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Gilbert Rizo