?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Победа неплохой болгарской картины «Лузеры» - почти приговор Московскому кинофестивалю. Очередное неожиданное шокирующее решение ищет суверенных софитов московского лузерианства. Можно строить сколько угодно версий и рассуждать об объективности, но картина с подкупающей новой болгарской искренностью, небанальной эротической сценой, сохранившая в венах рок-н-ролл, юмор и связавшая сюжетные нити в узелок сцены совместного пения звезды и поклонницы, – третична, мягко говоря, это добротный средний позавчерашний уровень новейшего болгарского кино. Правда заключается в том, что это очевидно всем. Обретение Приза зрительских симпатий сербской картиной «Анклав» - приговор суверенному русскому миру. На этой почве дышат сербы и болгары. Но стареющий болгарский рокер для соблазнения юной поклонницы именует себя Моррисоном, чуваки со чувихами, а не Лёнько Брежневым или Слодько Милошевым.

Другое дело, что Председатель жюри, Жан-Жак Анно, не знает об обязательности восхваления Лядовой, не рыдал над харизматичными монологами Сухорукова у Гордона и на пресс-конференциях, вряд ли смотрел «Орду», хотя его тоже тянет в монгольскую степь, где гибнут редкого вида волки. Юрий Арабов написал сценарий и повесть по мотивам «Фауста», «Мастера и Маргариты» и мировой дьяволиады, вывесив для прессы и публики таблички: «Гротеск», «Комедия», «Всем смеяться» и «Смыслов не искать». Андрей Прошкин уверенной рукой сотворил слоистый пирог из пластов и смыслов, вытащил из актёров долго спавшее, оставив Сухорукова Сухоруковым. И эти пласты и смыслы не экспортируемы, не считываемы за флажками русского мира. В такой ситуации особую ценность обретает Приз Федерации киноклубов, награда продвинутой публики, ищущей смыслов и понимающей предложенный язык.

Сравнивать «Арвентур» с «Лузерами»… занятие для лузеров. Его можно сравнивать разве что с Петровым. Отсюда и очень специальный приз от специальных благодарных людей, осиливших Грина в оригинале.

Александр Миндадзе передал экзистенциальное, неподвластное людям напряжение накануне Войны, предчувствие Большого Взрыва. Фильм – ретранслятор напряжения накануне и во время войн, когда приличные люди срываются в бесконечные истерики, алчут совершенства в профессии до полной потери смысла существования на земле. От напряжения идёт вразнос лес, случайно, бессистемно летят и крошатся щепки. Финал картины – торжество Русского мира над Немецким. В сущности, перерезать горло фашизму опасной бритвой за кадром нужно было давно, но из пальцев человечества эта бритва роковым образом вываливается.

Иранская «Рыба» несопоставима с «Лузерами» по точности, аутентичности существования иранских лузеров в условиях колонии, по гимну искусству, по любви к Ирану, органичной для асоциальных лузеров Персии. Болгары отрицают Болгарию, персы любят Иран. Рыба всплывает очень мощно, но ей трудно дышать под небом русского мира.

Остальные картины ММКФ – добротный средний уровень, с вариациями в сторону посредственности или обретения проблесков подлинной силы. Испанские лузеры были сильнее болгарских. Но, вероятно, члены жюри, выходцы из реальных и ментальных местечек и городков, узнали в болгарах себя, и не тщащаяся обрести глубину и масштаб болгарская ироничная искренность, воплощённая юным актёром-армянином, - новый тренд под кинематографическим небом Москвы.

Юрий Жуковский.

Latest Month

March 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Gilbert Rizo