?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анна

Картина Джо Райта «Анна Каренина» - плавный взмах крыльев бабочки, в точном вальсе условностей. Том Стоппард уверенной рукой ведёт к шекспировскому финалу. Когда бабочка раскрывает крылья, в музыке пульсирует нежность. Режиссёр уверенно дирижирует сценами, нанизанными бусами на сквозную линию нот. Музыка связывает сюжетную конструкцию, полную бумажных, кукольных, живых переходов, Джо Райт жонглирует переходами, идеально попадая в контрапунктные ноты.

Каренин показывает, что он чего-то стоит, у него есть успехи и достижения, но они – мимо жены. Анна не интересуется историей каренинского успеха. Успешный чиновник вянет, уходя в Бога, как охранника дверей спальни преданности. Муж – хрупкая, фарфоровая кукла, подставляющая щёки. Он чуть выше века, а фарфор тоже имеет запас прочности. Страсти таятся за огромным веером, застигнутые биноклем. Веер и бабочка разворачивают крылья волной нежности до точки невозврата. Точка отмерена, всё известно, куклы ожили, точно вальсируя в мизансценах к отмеренному финалу. Они завораживают теплом музыки и оживлённой искренности. С условностями всё настолько тонко и точно, что отечественные критики иноземцу того простить не могут. Они могут назвать любимовскую таганскую условность гениальной, но властную уверенность в обращении с нежно кружащимися условностями Райту простить нельзя. Я так и не понял, зачем нужен Левин, но трава, врезанная в стены и рамку рампы, – это потрясающий финал. Покой тургеневских мыслей после убийства Базарова. А косцы после финала Анны – весь вырвавшийся эрос и томная подавленная страсть людей девятнадцатого уже века. Превосходная работа Дарио Марианелли, музыка, фактически, главное действующее лицо. Почти ни одной режиссёрской фальшивой ноты. Вот только… клоуны, мим и велосипедист штамповато смешаны в кучу, без особой надобности. Чуть режут глаз, оставляя долгий щемящий осадок. Партитура ушедшего, симфония оживления давно известных персонажей с давно известной заданностью. Анна ищет свой поезд. У Стоппарда нет места случайности падения под поезд и монолога потока сознания Анны.

Столкновение Бога Каренина с его смиренным гневом с женщиной, задыхающейся от его присутствия, несёт в себе рок монотонных горячих рельс. Тёплый, мокрый, как нос у телёнка, Бог Левина сродни нелепым поискам сермяги у Каратаева на фоне интеллектуала Болконского. Вронский – слепок лихого Долохова, не перебитого школьными учебниками. Овечка Долли перешагивает через измену брата Стивы, подпав под обаяние внутренней силы и красоты силы Анны. Проснувшийся на время волк обречён. Овцы продолжают пастись на жвачных, непреходящих лугах. Силы Анны хватает на вызов суровому моральному Богу, прокравшемуся в правила игры света, отдающие тьмой. Её финал исполнен Райтом не без эстетского штампа, но косцы… Анна шла по своим тёмным аллеям к свету, но случайно соскользнула на рельсы. Гоголь шёл вторым томом к страшному, гневливому, карающему, невротизирующему Богу. Толстой мощной костлявой рукой заставлял себя втиснуться в Бога Левина, душа песню, но случайно соскользнул на гудящие приближением рельсы. Джо Райт изумительно жонглировал русскими нотами, уведя в травы, жар, рвущуюся на волюшку подавленную моральным богом любовь. Он сыграл нежный русский вальс в контексте мировой культуры, конечно, с британскими оттенками, какими же ещё? Пока бабочка медленно поднимала крылья до мидл-пойнт, так хотелось, чтобы в матч-пойнте с моралью победила любовь, но бабочка начала опускать крылья в сторону холодной притягательной железнодорожной стали. У персонажей появилась нервная дрожь, но инфернальность хорошей, доброй Анны против обыденности хороших, добрых людей… Что ж, и Пенелопа Крус у рушащего треугольники Аллена нервно стреляет их холодной испанской стали. А тут – позапрошлый уже век. Райт почти без постмодерна бережно и элегантно восстанавливает классик-стори. А век всегда одинаков. В «Событии» Андрея Эшпая есть велосипедисты на велосипедах с огромными колёсами, экранизация Набокова. Куда после Райта девать велосипедистов, клоунов и мимов – решительно непонятно.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
poplar89
Jan. 6th, 2017 12:29 pm (UTC)
Все это, конечно, ерунда, что вы написали, но как приятно читать, какое удовольствие, можно сказать наслаждение, спасибо!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Gilbert Rizo