?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Главный герой телефильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» - барон. Он живёт в своём замке, имеет слугу, дымоход и Марту. И чудит. Он – барон, ему можно. Он одной крови, одной касты с герцогом и бургомистром.  Как минимум, истеблишмент. Он не призывает к бунту, не свергает герцога, дружит с бургомистром, пока тот не предал его. Он не произносит на площади смущающие умы речи, как Иешуа Га Ноцри. Карл занимается охотой, которая полагается ему по статусу, и рассказывает о ней… правду.  Он вводит «32 мая» для пользы городка, в услужение ему, не в знак протеста, предавая уникальный, выпавший раз за столетия шанс Марты выйти за него замуж, именно 32 мая. Григорий Горин вводит в образ два парадокса:

1. Барон на своей смерти заработал больше, чем при жизни. То есть, на продаже цветов. А на что он построил замок, содержал прислугу, праздно проводил время? Этим парадоксом автор приближает аристократа к цветочнику, истеблишмент к человеку простому (адаптация для советского зрителя).


2. Барон совершенно не умеет лгать.  В образ добавлен важный для Горина личный мотив. Его «правда» волшебно материализуется («блистательная феерия» - шедевр!). Его правда не потрясает основы, а война с Англией компенсирует отсутствие войны с властями городка.

Конфликт – в противопоставлении личной правды общей. При этом принято утверждать, что барон – глубокая личность, оригинальный философ. Личность поедает Марту, жену и сына, не производит ничего, кроме удивительных баек (они же – чудо), но никто не уверовал в него и не пошёл за ним. Философской системой полёты во сне и наяву и изобретение одного дня в календаре (а не целого календаря, например) не назовёшь.

Может быть, цветочник Мюллер и есть его альтер эго? Торгующее величием вымышленной личности?

Говорят, Григорий Горин хотел сделать из Мюнхгаузена шута. Тема шута была очень значимой для него.  Шут при Петре I, еврейский шут при Нероне (незаконченное произведение). В фильме получился аристократ, серьёзный, печальный человек, за мягкой иронией которого можно спрятать любые эвфемизмы. Парадоксы Горина сделали из хитреца-барона прямолинейного правдолюба, загубившего свою жизнь, жизнь Марты, которая оказалась слишком слабой, чтобы поверить в то, что подаренная городку дата важнее их свадьбы (Марта – большая индивидуалистка, чем Карл); но волшебно примирившего всё лестницей  в небо. Друг-бургомистр предал бескомпромиссность барона ради должности, но барон доверяет ему управление собственной посмертной славой, ему и любовнику жены. Разрыв с другом происходит не сразу, а только тогда, когда бескомпромиссность полёта на Луну отринула земные компромиссы.

И фигура барона одиноко торчит над ватерлинией, потому что ватерлиния на это согласна.

А вы спрашиваете, почему Марк Анатольевич Захаров присягнул на верность обоим президентам (герцогам), каждому по отдельности. Зато чудит истеблишмент в своём Замке, так, как ему хочется.

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Gilbert Rizo